• В школу ходить необязательно!

    Приближается новый учебный год. Не все родители, а тем более дети ждут его с радостными чувствами. Причины негативного отношения к школьным будням могут быть разными: для детей это отношения в классе, которые, возможно, не сложились, отношение к ним преподавателей, накопившиеся с годами пробелы в знаниях, не дающие получать радость от учебы. Свою лепту вносят ранние подъемы, плохая еда в школьной столовой и постоянная усталость, которая не проходит даже во время выходных и коротких каникул. Для родителей: школьные поборы, необходимость отводить и забирать ребенка, болезни ребенка, его переутомление, жалобы учителей, нехватка времени.

    А каково спортсменам, музыкантам, художникам? У них постоянные репетиции, концерты, тренировки, а школа требует свое – отсиди в ее стенах 5-6 часов, в том числе на ИЗО и музыке, на которых они смогли бы и сами преподавать. И после возвращения из спортивной или музыкальной школы они должны допоздна делать уроки.

    Есть ли альтернатива? Есть! К сожалению, немногие родители знают, что Законом об образовании РФ разрешены, помимо очной, еще и такие формы обучения, как семейная и экстернат. Обучаясь по любой из этих двух форм, ребенок осваивает школьную программу дома (что-то сам, что-то с родителями, что-то с репетиторами), а в школе проходит промежуточные и итоговые аттестации.

    Существует множество мифов вокруг очного обучения в школе. Из-за них не столь многие российские родители могут решиться перевести своего ребенка на обучение в семью. Между тем, в США уже более миллиона школьников успешно учатся дома и при поступлении в колледжи показывают лучший результат, чем выпускники массовых школ.

    Приведу примеры таких мифов: “Ребенка могут учить только люди с педагогическим образованием”. Возможно, чтобы управляться с классом из 25 немотивированных на учебу детей. Но чтобы найти ключик к своему родному ребенку, не нужно заканчивать педагогический ВУЗ. Или другой миф: “Ребенка нужно всему учить”. Мои трое старших детей-школьников довольно редко обращаются ко мне за помощью. Они научились учиться самостоятельно. Прочитать тему, правило, объяснение, разбор примера и понять это,  не составляет для них труда. Между тем, все трое – круглые отличники! Все учителя отмечают на аттестациях высокий уровень их знаний.

    Но наиглавнейшим мифом является миф о социализации ребенка в школе. Его развеивание заслуживает отдельного разговора, но отмечу то, что я не считаю сидение 25 случайно собранных людей в  одном помещении социализацией. Многие дети выходят из школы внутренне израненными, закомплексованными, затюканными. Тогда как учеба в семье и посещение разных кружков, секций, специализированных школ по интересам развило бы из таких детей творческих, раскованных людей с высокой самооценкой.

    Обучение в семье дает возможность заниматься  в удобное время, можно учесть биологические часы ребенка и плотность его расписания, хорошо известные темы можно перелистнуть, над непонятными поработать подольше. Домашняя еда, спокойная атмосфера тоже внесут свою лепту. Можно посещать мероприятия, организованные школой, где числится ребенок, ездить с классом на экскурсии, приходить на праздники.

    Я не агитирую никого уходить из школы. Я просто информирую, что есть и другие возможности получить образование. И если обучение вашего ребенка стало невыносимым в школьных стенах, мы можете присмотреться к семейному обучению и экстернату.

    Чтобы оформить ребенка на одну из этих форм, надо найти школу, которая практикует их, заключить договор, получить учебники в библиотеке и познакомиться с учителями, которые будут аттестовывать вашего ребенка. Договорившись о сроках и формах аттестаций, можете приступать к учебе.

    Отмечу, что если родители работают, или если они неорганизованны, не в состоянии писать грамотно или решить задачу из учебника для начальной школы, то эти формы обучения вам не подойдут. Если же в семье есть образованная авторитетная бабушка, финансовая возможность нанять приходящего учителя, тогда ребенок сможет обучаться дома.