• Подружись с водой

    Научить плавать не умеющего – равно – подарить жизнь. Это мир ощущений потери веса тела, необычного состояния, легкости, плавности, свободы движений и одновременное восприятие самого себя, каждого движения в толще воды, чувства воды. Чувство безбрежного спокойствия и тихой уверенности, прочности и надежности своего состояния, уверенности в этой податливой водной опоре, ощущения ее упругости и готовности к поддержке тела у поверхности воды.

    Большое значение по преодолению водобоязни отводится периоду начального обучения плаванию. Необходимо помнить, что изначально имеющий страх воды, при пребывании в воде, находится в эгоцентричном состоянии, сосредоточен только на себе, на своем страхе, сомнении, теряет реальное осознание действительности, не слышит слов обращенных к нему родителей либо тренера. Прежде чем приступить к ликвидации водобоязни, необходимо выяснить причины возникновения страха, а в виду того, что дети чаще всего не могут ответить на этот вопрос, то родители должны совместно с участием ребенка найти ответ на этот вопрос. Вопросы задаются осторожно. Постоянно следят за состоянием ребенка, когда в необходимый момент быть готовым временно прекратить разговор или сменить тему. Вернуться к вопросам позже, указав на необходимость отвечать на них, в виду преодоления водобоязни. Если родители уже знают причину возникновения водобоязни у ребенка, то необходимости расспрашивать ребенка уже нет.

    Чувство страха свойственно не только тем, кто не умеет плавать, но и пловцам высокой квалификации.

    Так откуда же возникает ложный страх перед водой? Водобоязнь – субъективное проявление опыта ярких болезненных двигательных, физических, интеллектуальных и духовных страданий, сохранившихся на осознанном, бессознательном, разноплановом уровнях предшествующих поколений людей, находившихся на грани жизни и смерти в условиях взаимодействия с водной средой. Люди, страдающие водобоязнью, мучаются от осознания своего неумения плавать, от беспомощного состояния в воде и под водой.

    Основными причинами возникновения водобоязни могут быть:

    1. Страх смерти.

    2. Ужас неведомого и невиданного.

    3. Генетически наследственные реакции на прошлые утопления.

    4. Личный опыт утопления.

    5. Личный опыт оказания доврачебной помощи пострадавшему и окончившийся смертью.

    6. Боязнь незавершенных дел.

    Все перечисленные страхи свойственны людям, которые имели собственный опыт отрицательного общения с водой, который не имеют дети.

    Откуда возникает страх у детей?

    Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить психологический аспект страха. Эмоции и чувства вырабатывались в процессе эволюции как сигнальные функции и выражения к меняющимся условиям окружающей среды и к самому себе. Эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными, и разными по характеру воздействия на организм (сопровождающиеся высоким повышением жизнедеятельности или понижением этих процессов).

    При возникновении угрозы организму, когда необходимо мобилизировать его энергоресурсы и осуществить готовность к борьбе, возникает феномен стресс. Стресс – напряженность всех внутренних систем и функций, способствующий усиленной деятельности организма для преодоления трудных и опасных условий. Факторы, вызывающие стресс – стрессоры.

    Испуг, психогенная напряженность, парализуя сознательный контроль, возбуждает двигательные зоны мозга, предуготовленные к этой реакции – непроизвольному сокращению мышц.

    Дети, страдающие водобоязнью, мнительны и легко внушаемы. Многие из них имеют слабую психику, неуверенность в своих силах. Водобоязнью руководит психологический барьер, мешающий общаться с водой. При обучении нужно учитывать индивидуальные особенности детей, пол, возраст, характер.

    Необходимо отметить, что, если детям, страдающим водобоязнью, не помочь в преодолении этого чувства в раннем возрасте, то будучи взрослыми, страх перед водой еще более усугубится и потребуется много времени и сил, чтобы его ликвидировать.

    Знакомства с водой.

    Прежде чем шагать с ребенком к водоему и начинать обучение на безбрежных просторах, необходимо начать знакомства с водой дома. Иногда ванная комната вызывает отрицательную реакцию у детей. Для начала не обязательно наполнять ванну, а достаточно просто тазика с водой или включенного крана. Умывание – оптимальный вариант. Ребенок должен самостоятельно наполнять ладошки, умываться. Можно разрешить немного пошалить и побаловаться.

    Следующим шагом будет наполненная ванная. Объем воды необходимо подбирать по реакции вашего ребенка. Для начала можно ограничиться небольшим количеством воды, чтобы небыло возможности для отрицательных эмоций. Начинаем с ощущения водной среды. Ребенок «трогает» её, пытается утопить игрушки или наоборот водить их по поверхности. Незабываем про уже любимые умывания. На этот раз мы добавим обливания из любимого ведерка. Все должно происходить в игре, тогда ребенок будет отключен от себя, ему будет это нравиться и вызывать положительные эмоции и восторг.

    Таким образом, ребенок начинает привыкать к новым ощущениям. По его реакции вы поймете, готов ли он к серьезному шагу – переход на крупные водоемы или бассейн.

    При преодолении водобоязни, необходимо использовать принцип постепенности, так как в противном случае занятия могут привести к усилению водобоязни.

    Последовательность обучения на этапе освоения с водой, рекомендуется использовать в следующем порядке:

    1. Передвижение по дну

    2. Погружение

    3. Всплывание

    4. Дыхание

    5. Лежание

    6. Скольжение

    Для успешного преодоления водобоязни к каждому последующему обучению приступать после освоения предыдущего.

    Касаясь необходимости обучения плаванию, классик русской педагогики П.Ф. Лесгафт точно подметил, что ребенок научится этому искусству тем быстрее, чем более совершенно владеет собой и ловчее производит все свои действия. Необходимо, чтобы усвоение нового материала опиралось на знания, умения и навыки, освоенные ранее в предшествующем обучении. Обучающимися прочно усваивается то, что актуально для ученика и имеет для него прикладную значимость.

    Игры являются основным видом деятельности детей. Они оказывают многогранное воздействие на психическое развитие, являются одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. Игры делают занятия плаванием более эмоциональными, повышается интерес детей к повторению знакомых упражнений, помогают в воспитании смелости, самостоятельности, инициативы.

    Целесообразно ориентироваться на особенности содержания игр, их сюжета, правил, темы. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей. От содержания зависит организация и характер выполнения двигательных заданий.

    Родителям на заметку. Детям через игру можно преподнести любое задание, даже не очень интересное, ведь они живут игрой.