• Обучение правильному произношению может быть увлекательным

    Проблема с правильным произношением ребенком звуков знакома практически всем родителям. Лишь немногие дети как-то сами собой научаются к 5-6 годам выговаривать все тридцать три буквы алфавита, большинство же к этому возрасту имеют в своем арсенале пару тройку не поддающихся букв. И вот уже перед школой ребенка начинают мучить бесконечными упражнениями, прививая еще большее нежелание применять «упрямые» буквы.

    Однако мучения и жертвы вовсе не нужны. Достаточно просто каждый день по пять-десять минут играть с ребенком в заранее придуманные игры, и его речь постепенно выправится. Однако приступать к тем играм, которые будут описаны ниже, нужно только тогда, когда ребенок уже смог несколько раз успешно произнести трудную для него букву, но еще не использует ее во всех слогах и тем более в спонтанной речи.

     

    Примером такого интересного занятия может быть игра «Опусти ведерко». Для ее проведения нужно найти пару небольших ведерок, веревку и грузики. Ведерки (из под мороженного, из детского набора) соединяются веревкой (поясом, лентой), которая перебрасывается через какую-либо перекладину (перекладина спортивного уголка, дверная ручка, перекладина сушилки). И таким образом получаются своеобразные весы.

     

    В качестве грузиков нужно взять какие-то однотипные и не очень легкие предметы. Это могут быть металлические шарики, большие болты и гайки, монеты, насыпанные в спичечные коробки, или что-либо иное. Главное, не брать бьющихся или острых предметов, которые при случайном падении с высоты могут повредить ребенку или поцарапать пол или находящуюся рядом мебель.

     

    В одно из ведерок кладется любой груз, а другое остается пустым. Смысл игры заключается в том, чтобы заполнить пустое ведерко на столько, чтобы оно перевесило ведерко с грузом. Однако тут перед малышом и возникает интересная задача, поскольку положить грузик в пустое ведерко он может только тогда, когда придумал и правильно назвал одно слово с трудной для него буквой.

     

    Ребятам обычно очень нравится эта игра. Они с большим удовольствием придумывают слова, опуская в свое ведерко грузики, и с любопытством смотрят, оторвался ли противовес от пола или еще нет. Однако чтобы игра не закончилась слезами и капризами, нужно давать ребенку только посильное задание и в случае необходимости подсказывать слова.

     

    Например, звук «р», который он может произнести в словах на «тр» и «др», может совсем ему не даваться в слогах «ра» или «ор». Если ребенок ничего не может придумать, можно подсказывать ему сложные слова (трюмо, труха, автострахование), заодно объясняя, что это такое, или загадывать загадки для простых слов.

     

    Можно сыграть и в другую игру, для которой понадобится набор матрешек. В одну из них нужно спрятать маленький приз (конфетку, печенье, магнитик или что-то иное), а в остальные – бумажки с цифрами. Если при поиске приза ребенок находит бумажку, то ему нужно придумать столько слов с трудной буквой, сколько написано на бумажке (два, три пять).

     

    Подобных игр можно придумать множество, главное – играть с удовольствием, а не только ради того, чтобы добиться конечной цели. Если мама просто дает ребенку инструменты, а сама продолжает возиться с рабочими бумажками, или папа, которому «вручили» ребенка, слушает чадо в пол-уха, а сам оформляет полис каско от угона, то ребенок будет делать все что угодно, кроме того, что нужно.

     

    Именно при полноценном участии взрослых ребенок одновременно будет наслаждаться общением со своими близкими, получать новые знания, новые умения и легко учиться произносить такие сложные для него звуки.